Управление логистикой (Logistics management)

Управление логистикой (Logistics management): основные направления деятельности, концепция и значение

В данной статье мы поговорим о понятии, значении и ключевых видах деятельности логистического менеджмента организации бизнеса.

Концепция управления логистикой

Управление логистикой (Logistics management) состоит из процесса планирования, внедрения и контроля эффективного потока сырья, незавершенного производства, готовой продукции и товаров, и связанной с этим процессом информации — от точки происхождения (производства) до точки потребления, с целью обеспечения удовлетворенности клиента.

По словам профессора международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога (USA) Филлипа Котлера: «Рыночная логистика включает в себя планирование, внедрение и контроль физического потока материала и конечной (готовой) продукции от точки происхождения до точки использования для удовлетворения потребностей клиентов…».

Несколько пояснений по концепции логистики:

  1. Фактическая работа логистики носит вспомогательный характер. Логистическая поддержка является обязательным условием для производственных и маркетинговых операций
  1. Концепция логистики основана на комплексном системном представлении о множестве функций, связанных с перемещением сырья, материалов и товаров от источников поставок до пользователей. Соответственно, это требует от менеджмента компании анализировать всю систему логистики, а не только одну ее часть.

Классификация логистической деятельности

Логистика (или логистическая деятельность) может быть разделена на две категории:

  1. Входящая логистика (Inbound logistics), которая связана с постоянным и экономически эффективным притоком материалов и сырья (которые необходимы в процессе производства) от поставщиков к месту производства. Для правильного управления входящей логистикой, менеджмент компании должен поддерживать непрерывное взаимодействие с поставщиками.
  2. Исходящая логистика (Outbound logistics) (также называемая управление физической дистрибуцией или управление цепочкой поставок), которая занимается движением (потоком) готовой продукции и другой связанной с этим процессом информации от компании производителя до клиента. Для правильного управления исходящей логистики, менеджмент компании должен поддерживать непрерывное взаимодействие с транспортными компаниями и каналами дистрибуции (распределения).

 Значение и цели управления логистикой

Управление логистикой имеет большое значение по следующим причинам:

I) сокращение расходов и максимизация прибыли

Управление логистикой приводит к снижению затрат и максимизации прибыли, в первую очередь за счет:

  1. Улучшенная погрузо-разгрузочная работа
  2. Безопасный, скоростной и экономичный транспорт
  3. Оптимальное количество и удобное расположение складов и т.д.

2) Эффективное управление производственных операций

Входящая логистика помогает эффективному течению (движению) производственных операций, благодаря своевременной доставке материалов, правильному использованию материалов и полуфабрикатов в производственном процессе и так далее.

3) Конкурентное преимущество

Логистика обеспечивает, поддерживает и улучшает конкурентные преимущества предприятия за счет следующих факторов:

  1. Увеличение продаж благодаря более лучшим обслуживанием клиентов.
  2. Организация быстрой и надежной доставки.
  3. Избежание ошибок при обработке заказа и так далее.

4) Эффективная система связи

Эффективная информационная система необходима для эффективного управления логистикой.

Таким образом, logistics management способствует разработке эффективной системы связи для непрерывного взаимодействия с поставщиками и быстрого реагирования на запросы клиентов.

5) Рациональное управление инвентарными запасами.

Не для кого не секрет, что одной из главных проблем управления производством является обеспечение рационального управления запасами. Эта проблема во многом решается благодаря продуманным управлением логистикой. Грамотное и рациональное управление запасами является побочным продуктом logistics management.

Основные виды деятельности, связанные с управлением логистикой

Ниже приведено краткое изложение основных видов деятельности, связанных с управлением логистикой:

I) Проектирование сети

Проектирование сети является одной из главных обязанностей logistics management.

Данная сеть должна определить количество и местоположения производственных предприятий, складов, погрузочно-разгрузочное оборудование и т. д. Всё то, от чего зависит эффективность логистики.

II) Обработка заказов

Заказы клиентов очень важны в logistics management. Обработка заказов включает в себя действия по приему, обработке, подаче, учету заказов. Здесь, руководство компании должно обеспечить точность, надежность и быстроту обработки заказов.

Далее, руководство должно минимизировать время между получением заказов и датой отправки груза. Задержки в исполнении заказов могут стать серьезным основанием для недовольства клиентов, чего следует избегать любой ценой.

III) Закупки

Данный вид деятельности связан с получением материалов от внешних поставщиков.

Он включает в себя закупку, переговоры, размещение заказа, получение и осмотр, хранение и т.д.  Его основная цель – это поддержка производства, путем обеспечения своевременных поставок качественных материалов, при наименьших затратах.

IV) Обработка материалов 

Это деятельность по перевалке сырья, деталей, полуфабрикатов и готовой продукции на завод и вне его, на склады и транспортные терминалы.

Руководство компании должно обеспечить правильную и своевременную обработку сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, чтобы минимизировать потери из-за поломки, порчи и т. д.

Кроме того, менеджмент компании должен минимизировать затраты и время на погрузочно-разгрузочные работы.

Система погрузочно-разгрузочных работ, делится на три категории:

  1. Механизированная система
  2. Полуавтоматическая система
  3. Автоматизированная система

V) Управление запасами

Основная цель управления запасами заключается в уменьшении количества оборотных средств, используемых в запасах, и в то же время обеспечении непрерывного потока материалов, с целью удовлетворения нужд производства, а также обеспечения своевременных поставок товаров для клиентов.

Компания должна обеспечить хранение следующих запасов:

  1. Сырье и комплектующие
  2. Полуфабрикаты
  3. Готовая продукция

Менеджменту компании необходимо сбалансировать выгоды от хранения запасов, с затратами на их хранение, таких как затраты на складские помещения, страховые расходы, риск повреждения и порчи запасов и т. д.

VI) Упаковка и маркировка

Упаковка и маркировка являются важным аспектом управления логистикой. Упаковка товаров и сырья осуществляется в соответствующие пакеты или контейнеры, для обеспечения легкой и удобной обработки продукта как продавцом, так и покупателем.

Маркировка означает нанесение опознавательных знаков на упаковку продукта. На этикетке представлена информация о дате упаковки и сроке годности, весе или размере продукта, ингредиентах, используемых при изготовлении продукта, инструкциях по обращению с продуктом, цене, подлежащей оплате покупателем и т.д.

Маркировка является мощным инструментом стимулирования продаж. Потребитель, который читает этикетку, может прийти к решению о покупке товара, даже если у него не было такого умысла изначально.

VII) Складирование

Хранение или складирование – это вид логистической деятельности, целью которой является хранение товаров с момента производства до времени, когда они необходимы конечным потребителям.

Менеджмент должен решить:

  1. Какое количество и тип складов необходим для компании.
  2. Где будут располагаться склады (местоположение).

От этих двух решений зависит желаемый уровень обслуживания клиентов и расстояние между источником поставки и конечным пунктом назначения, т. е. рынками.

VIII) Транспортировка

Транспортировкой можно считать логистическую деятельность, которая создает так называемую полезность места (PLACE UTILITY), то есть предложение товара и сырья в том месте, где потребители хотят его приобрести.

Транспортировка необходима для:

  1. Перемещения сырья от поставщиков на производство.
  2. Перемещения товаров и сырья по территории производства (завода).
  3. Перемещения готовой продукции от завода к конечному потребителю.

Основные транспортные системы включают в себя:

  1. Железнодорожный транспорт
  2. Автомобильный транспорт
  3. Воздушный транспорт
  4. Водный транспорт
  5. Трубопроводный

Выбор конкретного вида транспортировки зависит от сбалансированности следующих соображений:

  1. Скорость транспортной системы
  2. Стоимость, связанная с перевозками
  3. Безопасность перевозки
  4. Надежность графиков транспортировки
  5. Количество мест обслуживания и т.д.